Шацкий Станислав Теофилович (1878-1934)

Станислав Теофилович Шацкий родился в Смоленске, в небогатой дворянской семье делопроизводителя пехотного полка. Позднее семья переехала в Москву, где Станислав окончил гимназию. Из гимназии юноша вынес впечатление: «Так не надо ни учиться, ни учить». Сначала Шацкий сам учился учиться. Он был типичным «вечным студентом». Окончил естественный факультет Московского университета, потом учился в консерватории, потом поступил в Петровскую (теперь Тимирязевская) земледельческую академию и стал любимым учеником К.А.Тимирязева. Шацкий был актером, режиссером, агрономом, замечательным певцом с огромным репертуаром из 300 романсов и песен, 10 оперных партий. У Шацкого был драматический тенор, он ездил с концертами по стране, пользовался большим успехом, и должен был дебютировать в Большом театре! 

Его ждали слава, успех, почет, деньги. Шацкий от всего отказался, даже от дебюта, открывавшего путь во все оперные театры страны. Годы напряженного и мучительного поиска себя закончились тем, что он с головой ушел в педагогику. Огромное впечатление на молодого Шацкого произвело знакомство с философско-педагогическими работами Льва Толстого, опытом его работы в Яснополянской школе. Вместе со своими единомышленниками он в 1905 г. организовал общество «Сетлемент» (с англ. – поселение), с 1908 г. — «Детский труд и отдых», целью которого стала забота о воспитании детей московских рабочих.

Одной из наиболее деятельных участниц общества с самого момента его основания была Валентина Николаевна Демьянова. После окончания с отличием Московской консерватории перед ней открывалась заманчивая перспектива профессии пианиста-концертанта. Но встреча со Станиславом Теофиловичем (они поженились в 1908 г.) направила всю ее жизнь по совершенно иному пути. Отныне Шацкие полностью посвящают себя педагогике. Руководители общества искали новые формы организации детей. B 1911 г. общество занялось организацией летнего отдыха детей из малообеспеченных семей московских рабочих. Благодаря финансовой поддержке М.К. Морозовой на ее земле в Калужской губернии, на берегу Репинки общество открыло детскую летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь», чтобы продолжить работу над организацией дружного детского коллектива, приобщить ребят к труду, самоуправлению, развивать их творческие способности и в конечном итоге - способствовать их социализации. 25 первых колонистов вместе с Шацким приехали 26 мая 1911 г. и поселились в большом двухэтажном бараке с террасой и двумя балконами, находившемся на территории современного Обнинска в районе стадиона «Труд». М.К. Морозова построила для них жилье, а создать для себя нормальные условия жизни предстояло самим детям.

Все важные вопросы жизни решались на собраниях, которые проводились каждый день. Ребята были не мнимыми, а подлинными хозяевами «Бодрой жизни». Вместе со взрослыми колонисты решили, что основой их жизни должен быть труд, прежде всего образовательный.

Работа началась сразу. Разделились по возрасту и интересам на группы и бригады, выбрали «заведующих» и «бригадиров». Появились рабочие бригады по благоустройству территории из мальчиков 14—16 лет, которые вместе с Шацким и другими педагогами выкорчевывали пни, прокладывали дорожки, достраивали помещения и выполняли другие трудные работы. Младшие дети вскапывали землю, закладывали огород, высаживали ягодники и яблоневый сад. Девочки были направлены на кухню, в пекарню, прачечную и общежития для обустройства домашнего хозяйства.

Через труд они учились самообслуживанию, получали навыки жизни в коллективе, приобретали разносторонний жизненный опыт. На общественный труд отводилось по пять часов в день.

На следующий год в колонию прибыло 55 детей. К этому времени здесь появились коровы, лошадь, куры и гуси, за которыми ухаживали сами дети. В ближайшие годы число колонистов возросло до 100—150 человек.

Ребята очень любили своих педагогов. Своего директора они дружески звали просто по фамилии - Шацким, а Валентину Николаевну — тетей Тиной.

И конечно, как и во всех учреждениях, которые создавал Шацкий, в колонии царило творчество. Взрослые и дети издавали рукописный журнал «Наша жизнь», ставили спектакли, организовывали концерты, много слушали музыку и исполняли музыкальные произведения. Оркестры, хор, театр органично соединялись с трудом на полях, занятия в кружках - с различными играми.

Февральская революция окрылила Шацкого, открыла ему новые перспективы работы и творчества. Октябрь он не принял. Станислав Теофилович был одним из организаторов забастовки учителей, организованной Всероссийским учительским союзом.

Член московской городской управы, занимавшийся делами просвещения, один из руководителей Всероссийского союза учителей, Шацкий с возмущением отверг предложение участвовать в работе Наркомпроса. Однако, убедившись, что большевики пришли надолго, Станислав Теофилович затем принял предложение Надежды Крупской о сотрудничестве. В 1919 г. он создал ставшую знаменитой Первую опытную станцию по народному образованию, которой руководил вплоть до ее закрытия в 1932 г. Это детское учреждение стало образцом для школ-коммун, которые организовывались особенно массово в период гражданской войны, ведь в стране царили голод, разруха, много было детей-сирот, беспризорников. Шацкий предложил модель по сути самоокупаемой школы, где благодаря непрерывному сельскохозяйственному труду детей и взрослых, удавалось получить средства для существования.

До 1918 г. колония существовала главным образом за счет средств общества «Детский труд и отдых» и М.К. Морозовой. В 1918 г. имение Михайловское было национализировано, «Морозовская дача» передана теперь уже школе-колонии «Бодрая жизнь», где на средства государства воспитывались и учились дети-сироты. Возникли новые заботы: необходимо было приспособить помещения к зимним условиям. В первую очередь построили общежития. Учебные занятия проводились на «Морозовской даче». В.И. Ленин, узнав из сообщения Крупской о том, что делается в школе-колонии, заметил: «Вот это — настоящее дело, а не болтовня».

В Первой опытной станции было два отделения - городское в Москве и деревенское в Калужской губернии. Деревенское отделение базировалось на школе-колонии «Бодрая жизнь», также в его состав входили 4 детских сада (в Угодском заводе и Пяткино и др.), 15 школ первой ступени, в том числе в Малоярославецком (Добринская, Белоусовская, Угодско-Заводская, Передольская и др.) и Боровском районе (Белкинская, Кривская, Кабицинская, Самсоновская), школа второй ступени, бюро по изучению края, педагогические курсы, педагогический центр. Директором станции в целом был С.Т. Шацкий, а Валентина Николаевна заведовала школой «Бодрой жизни».

С начала 1920-х гг. колония стала принимать на постоянное проживание и обучение не только московских детей, но и детей из окружающих деревень, особенно на вторую ступень обучения (5—9 классы). Кроме того, на второй ступени учились «приходящие» из соседних деревень, которые жили у себя дома.

Цели Первой опытной станции определялись так: «содействовать культурному строительству республики путем организации и постановки всевозможных опытов и исследований в области культурной работы всех ее видов». Поэтому в задачи Станции входила не только организация учебного и воспитательного процесса с детьми, но и проведение активной работы среди окружающего населения, участие педагогов во всех видах деятельности на деревне. Первая опытная станция далеко вышла за рамки этих задач. Шацкий и его сподвижники создали педагогический комплекс, уникальный по замыслу и масштабу.

Педагоги станции под руководством Шацкого начали последовательно изучать жизнь крестьян во всех ее аспектах. Они деятельно участвовали в просвещении народа, создавая опорные пункты по ликбезу. В эту работу широко вовлекались старшие колонисты. Они устраивали для крестьян концерты и спектакли, обучали сельских ребятишек выращивать цветы в палисадниках, вели борьбу за чистоту и гигиену в домах и на улицах.

Особую заботу Шацкий проявлял о подготовке сельских педагогов. С первых дней работы Станции были организованы еженедельные курсы для учителей из школ, входящих в ее состав. Шацкий обучал своих курсантов не только методикам преподавания, но и проведению исследования детской жизни, а также жизни сельского населения. Уроки музыки, физкультуры, организации туризма или детского труда на огороде и скотном дворе проводились для учителей наряду с решением главной задачи — организацией учебного процесса в школах.

Результатом работы Первой опытной станции в области теории и методики преподавания явились многочисленные методические разработки для учителей, учебные пособия и теоретические статьи по педагогике. В этот период Шацкий читает лекции в Москве, Калуге и на Угодском Заводе, в самой колонии для российских и иностранных педагогов. На курсах учителей ‘’Бодрой жизни’’ бывали Н. К. Крупская, А. М. Горький, нарком просвещения А. В. Луначарский.

В 1925 г. было построено новое двухэтажное здание школы — деревянное строение с причудливой шатровой крышей. В нем разместились 5—9 классы, и условия учебного процесса существенно улучшились. В этом году в колонии обучалось 200 детей, из них 88 проживало в интернате, остальные были приходящими.

Значительное место в жизни колонии занимало искусство. Шацкие старались привить детям любовь к музыке, литературе, театру, живописи. Вечера, посвященные слушанию классической музыки, сопровождались беседами о композиторах, о времени, в котором они жили. На этих вечерах Станислав Теофилович исполнял оперные арии, а Валентина Николаевна аккомпанировала и читала лекции. Шацкий руководил театром, где вместе с ребятами играли учителя. Ставились такие спектакли, как «Борис Годунов», «Ревизор» и др. В «Ревизоре» Станислав Теофилович играл городничего. У младших детей был кукольный театр. Колонисты регулярно выезжали со своими постановками в окрестные деревенские клубы. Художник А.В. Гаврилов, воспитанник Шацкого еще по обществу «Детский труд и отдых», после окончания Строгановского училища организовал в колонии изостудию. Здесь ребята учились живописи, готовили декорации к спектаклям, занимались резьбой по дереву. Ребята очень любили студию, а своего педагога называли Гавгушей. Из этой студии вышло немало известных художников: В. Почиталов, Н. Анатольев, Ю. Скаткин, А. Лушин и др.

С середины 1920-х гг. в колонии работали талантливые педагоги Е.А. Кдомская, Н.П. Кузин, Д.Ф. Тамицкий, Е.А. Соколова и многие другие. Т.Т. Шацкий, брат Станислава Теофиловича, в физическом кружке научил ребят монтировать детекторные радиоприемники, которые привели в восторг всю колонию. Это «чудо» (радиотрансляции из Москвы) приходили послушать крестьяне из окрестных деревень, а жители Белоусова попросили ребят сделать такой приемник и для них. Вскоре в колонии появилась «электричка» - так называли местную электростанцию. Внутреннюю проводку ребята прокладывали сами под руководством Теодора Теофиловича. На полях колонии загудел трактор, появились сеялка, косилка, жатка. Все эти машины обслуживали старшие колонисты.

В эти годы колонию посещало много гостей. Учителя ехали и со всех концов нашей страны, чтобы ознакомиться с опытом организации учебного процесса и воспитательной работы. Деятельность станции получила большой резонанс не только в отечественной, но и в мировой педагогике. Известна высокая оценка, которую дал Д. Дьюи, посетивший Шацкого в конце 20-х годов: «Я не знаю ничего подобного в мире, что могло бы сравниться с этой колонией».

Однако условия и обстановка, в которых Шацкому приходилось воплощать в жизнь свои идеи, сильно мешали ему. Противники Шацкого обвиняли его в том, что его программы «чудовищны», не отвечают задачам переходного периода от капитализма к социализму; предъявляли ему претензии за открытость перед Западом, за увлеченность трудовым воспитанием. Шла нескончаемая политическая травля Шацкого - то как «представителя правого крыла московских педагогов», то как толстовца. Ученый своей образованностью и масштабностью выпадал из общей массы педагогических работников.

В 1932 г. Первая опытная станция была расформирована. Шацкого, по его выражению, «с кровью оторвали от любимого дела». Причиной закрытия объявлялась необходимость экономии средств. На базе Станции в Москве была создана Центральная педагогическая лаборатория (ЦПЛ). Шацкий был назначен руководителем ЦПЛ и по совместительству директором Московской консерватории, в которой он когда-то учился. И здесь Шацкий стремился реализовать свои педагогические идеи. По его предложению была создана музыкальная школа-интернат для одаренных детей. Ее деятельность во многом определила выдающиеся достижения советских музыкантов на мировых конкурсах в 30 - 50-е гг.

Грубое отстранение от любимого дела, неудовлетворенность работой, систематическая травля в печати привели к катастрофе. 30 октября 1934 г. Станислав Теофилович скоропостижно скончался.

Школе было присвоено имя ее основателя, и она стала называться школой-колонией «Бодрая жизнь» имени С.Т. Шацкого. В память о великом русском педагоге в 1936 г. на территории колонии установлен памятник Шацкому (скульптор С.Д. Меркуров). В период фашистской оккупации бюст был сбит с постамента и втоптан в грязь. В 1949 г. памятник был отреставрирован и установлен перед зданием первой школы будущего города на проспекте Ленина. Именем Шацкого была названа улица, соединившая пр. Ленина с ул. Пирогова. Там установлен памятный знак с барельефом Учителя, обозначающий место расположения колонии. На улице Шацкого сохранилось несколько деревянных домиков №1, 4, 5, 6, где располагались квартиры учителей, общежитие для девочек, начальная школа, библиотека. Школа № 1 получила право носить имя С.Т. Шацкого. Ее педагоги широко используют опыт «Бодрой жизни» и хранят свидетельства ее истории в Музее истории школы. В 2004 г. в Калуге учреждены областные премии и стипендии им. С.Т. Шацкого.

Л и т е р а т у р а:

Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т. – М.: Изд-во Академии пед. наук, 1963-1965
Шацкий, С.Т.: Работа для будущего: документальное повествование / Сост. В.И. Малинин, Ф.А. Фрадкин. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
Кузьмичева, А.М. Первая школа Обнинска. Страницы истории [Текст] : Посвящается 90-летию со дня образования школы-колонии "Бодрая жизнь" на территории будущего г. Обнинска / А.М. Кузьмичева; Ред. Т.М. Ларина. - 2-е изд., доп. - Обнинск : Ресурс, 2003. - 110 с. : фото. - Библиогр.: с. 66
Обнинск - первый наукоград России: история и современность = Obninsk- the first sciene city of Russia: past and present. : историческая литература / Ред. Т.М. Ларина. - Обнинск : Ресурс, 2006. – С.116-125: ил. - Библиогр.: с. 423
Скаткин, Ю.Н. Огоньки в глуши. Детское царство С.Т.Шацкого [Текст] / Ю. Скаткин. - Обнинск : ОГИЦ-полиграфия, 2001. - 40 с. : ил., фото. - (Страницы истории педагогики) (Страницы истории города Обнинска).
Скаткин, Ю. Н. Корни березовой рощи: повесть / Ю.Н. Скаткин. - [Б. м. : б. и.], 1992. - 127 с. : портр.

При создании видеоролика были использованы фотографии из книги:
Ефимова, И.Л. Школа-колония «Бодрая жизнь». Испанский детский дом / И.Л. Ефимова; ред. А.А. Кащеева, Р.А. Гаврилова, З.В. Васильева.- Калининград: Аксиос, 2012.- 224 с.: фото.- (Музейный проект).

Домик
Ближайшие памятники

Видео
Стела «Обнинск»,
21.12.2012
Посещение круглосуточно
Легко добраться общественным транспортом
Часто посещаемое место
Можно с животными
Фотосъемка разрешена