Храм Бориса и Глеба (Храм святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба)

Улица Борисоглебская названа в честь старинного храма, находящегося в селе Белкино. Впервые он упоминается в писцовой книге Малоярославецкого уезда 1588-1589 гг. Появился деревянный шатровый храм при Борисе Годунове, который почтил своих святых покровителей, князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. В начале 17 в. церковь сожгли крымские татары. Восстановили ее при князе Г.Д. Долгоруком. Ныне существующий каменный храм в честь Бо­риса и Глеба был построен в 1773 г. при И. И. Ворон­цове. Храм был частью усадебного комплекса, выст­роенного предположительно по проекту архитектора К.И. Бланка. Объемное построение зда­ния — «восьмерик на четверике». В архитектурном облике культового здания органично сочетаются как черты классицизма, так и барокко. Под стать внешнему был и внутренний облик храма. Небольшое помещение покрывала роспись в технике гризайль: на стенах были изображены портики с пилястрами и фронтонами и лепные украшения с растительным орнаментом. Таким же образом имитировались де­коративные углубления в куполе восьмерика и балюстрада по его внутренней окружности. Росписи были выполнены живописцем И. Т. Некрасовым, ближайшим помощником блистательного архитектора В. И. Баженова (1737-1799). Они повторяли наружное убранство храма только в более нарядном варианте.

В конце XIX в. интерьер храма был оформлен заново: светскую живопись заменили росписи на Евангельские сюжеты, а под куполом появились изображения херувимов. В 1815 г., при следующем хозяине усадьбы Д. П. Бутурлине был построен теплый придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Граф Дмитрий Петрович Бутурлин был искренне верующим человеком. На богослужениях в церкви почетные места отводились хозяевам белкинского имения, их гостям, многие из них вместе с Дмитрием Петровичем пели на клиросе.

При следующих владельцах Обнинских, католиках по вероисповеданию, церковь Бориса и Глеба постепенно из усадебной превращалась в сельскую приходскую. На рубеже 19-20 вв. проводился капитальный ремонт храма. В 1910 г., гостивший у Обнинских поэт В.Я. Брюсов (1873-1924), оставил такие строки:

Как ясно, как ласково небо!
Как радостно реют стрижи
Вкруг церкви Бориса и Глеба!

По горбику тесной межи
Иду, и дышу ароматом
И мяты, и зреющей ржи.

За полем усатым, не сжатым
Косами стучат косари.
День медлит пред ярким закатом...

Душа, насладись и умри!
Всё это так странно знакомо,
Как сон, что ласкал до зари.

Итак, я вернулся, я - дома?
Так здравствуй, июльская тишь,
И ты, полевая истома,

Убогость соломенных крыш
И полосы желтого хлеба!
Со свистом проносится стриж
Вкруг церкви Бориса и Глеба.

Сейчас внутри церковной ограды можно увидеть два памятника: надгробие доктора И.И. Трояновского (1855-1928), надгробие священника Ф.Н. Тихомирова (1835-1901). При нем в 1885 г. была открыта церковно-приходская школа для крестьянских детей, попечителем которой был А.Н. Обнинский. Здание школы, построенное на его средства, сохранилось до сих пор, оно находится недалеко от церкви, по дороге на Кривское. Первым учителем белкинской школы был Василий Предтеченский. Ф. Тихомиров преподавал Закон Божий. Дети из Белкино и окрестных деревень учились всего 2 года, но умели читать по-русски и церковно-славянски, считать, составлять деловые бумаги, владели основами православной веры. Ф. Тихомиров прослужил в храме почти четверть века.

В 1901-1920 гг. священником церкви был Георгий Васильевич Троицкий. По воспоминани­ям старожилов, о. Георгий держался с прихожана­ми очень просто, а на Пасху приглашал всех учени­ков белкинской школы на угощение — в доме свя­щенника тогда собиралось до 50 детей.

С 1927 г. в белкинской церкви священствовал И.В. Жуков. 23 ноября 1930 г. он был арестован и обвинен в контрреволюцион­ной агитации, заключен на три го­да в Сиблаг (г. Новосибирск). Вернувшись из лагеря, о. Иоанн служил в с. Ильинском Перемышльского района. В 1937 г. был снова арестован и 28 ав­густа того же года расстрелян. Реабилитирован в 1963 г.

Храм был закрыт в 1930 г. и передан в собствен­ность колхоза. В его здании был устроен склад горюче-смазочных материалов, потом удобрений. Часть церковной утвари и облачения бережно хранила у себя староста прихода Е.В. Кузнецова. В начале 80-х гг. она передала всё в обнинский городской музей.

13 мая 1988 г. храм был передан православной общине, сразу началось его восста­новление, что спасло здание храма от разрушения, постигшего остальные строения усадьбы.

Храм Бориса и Глеба – постоянный источник вдохновения для обнинских поэтов и художников, он запечатлен в разные времена: и ветшающий, и возрождающийся.

Л и т е р а т у р а:

Земля Калужская - земля святая [Текст] : энциклопедия / Ред. М.Н. Алексахина, Ред. Н.В. Богатырева. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – С.150-151. : цв.ил.
Обнинск - первый наукоград России: история и современность = Obninsk- the first sciene city of Russia: past and present. : историческая литература / Ред. Т.М. Ларина. - Обнинск : Ресурс, 2006. – С.107-113 : ил.
Обнинский краеведческий сборник [Текст] : материалы историко-краеведческой конференции "Город и регион: проблемы археологии, истории и культуры", посвященной 40-летию Музея истории города Обнинска / Музей истории г.Обнинска ; Ред. В.В. Русанова. - Обнинск : Б.и., 2006. - 286 с.
Сорокина, Л. Б. Святыни окрестностей Обнинска [Текст] / Л.Б. Сорокина ; Музей истории г.Обнинска. - 2-е изд., испр. и доп. - Калининград : Аксиос, 2011. – С.14-30 : ил, фото.цв
Три усадьбы. Белкино, Турлики, Бугры / З. В. Васильева, А. А. Кащеева. - Калуга : Фридгельм, 2009. – С.12-119. : фото. - (Музейный проект)
Николаев, Е. В. По Калужской земле: От Боровска до Козельска [Текст] : научно-популярная литература / Е.В. Николаев. - 2-е изд. - М. : Искусство, 1970. - 134 с. : ил. - (Дороги к прекрасному). - Библиогр.: с. 138.
Ларина, Т. Счастье и любовь графини Анны [Текст] / Т. Ларина // Обнинск. - 2008. - N 145. - С. 3 : фото.

Ближайшие памятники

Видео
Стела «Обнинск»,
21.12.2012
Посещение круглосуточно
Легко добраться общественным транспортом
Часто посещаемое место
Фотосъемка разрешена