Кончаловский Петр Петрович (1876-1956)

Улица Кончаловского появилась в нашем городе в начале 60-х. Названа в честь художника Петра Петровича Кончаловского. Это одна из самых маленьких улиц Обнинска: несколько жилых домов, школа №5, клуб «Ритм». В обиходе у горожан есть и другие «народные» топонимы, связанные с именем Кончаловского: Кончаловские горы (новое название хутора Бугры), Кончаловский лес (лес вокруг дачи Кончаловского), Кончаловское кладбище или Кончаловка.

Впервые Кончаловский открыл для себя обаяние наших мест в 1907 году. Вместе с семьей он гостил в Белкино с апреля по декабрь. Много и плодотворно работал.

Один из известных этюдов «Дом в Белкино», написанный в свободной импрессионистской манере, поражает ощущением яркости солнечного летнего дня.

Кончаловских не отпускали наши места, они часто приезжали сюда в последующие годы, а спустя четверть века в 1932 г. купили дачу Бугры у А.И.Трояновской, дочери известного врача, певца, ценителя, знатока и собирателя искусства И.И. Трояновского (1855-1928).

После революции, когда белкинская и другие окрестные усадьбы опустели, в Буграх благодаря И.И. Трояновскому сохранялся привычный «одухотворенный» уклад жизни, по-прежнему принимали гостей: музыкантов, артистов, художников. П.П. Кончаловский продолжал традиции И.И. Трояновского. Старинный дом в Буграх всегда был полон гостей. Здесь бывали писатели А.Н.Толстой, А.А.Фадеев, Вс. Иванов, композитор С.С.Прокофьев, режиссеры В.Э.Мейерхольд, А.П.Довженко, актеры Б.Н.Ливанов, В.Качалов, А. Москвин, скульптор С.Т.Коненков и многие, многие другие.

Иногда итогом этих встреч становились портреты близких друзей художника.

Кончаловский всегда восхищался творчеством Сергея Прокофьева. В 1934 г. он пригласил композитора позировать ему в Буграх. Портрет было решено писать в саду под большой сосной, где Прокофьев любил работать, сидя в плетеном кресле. Работа была завершена за 15 сеансов. Вот как пишет об этом дочь художника Наталья Кончаловская:

"Работа над портретом шла только по утрам, после ранней прогулки обоих еще до завтрака... Завтрак всегда проходил под натиском рабочего времени: "Не пропустить бы освещения". Потом столовая пустела, и интересы всего дома переселялись под сосну, лишь большой рояль оставался в столовой наготове, так как в эти самые дни рождалась симфоническая сюита Прокофьева "Поручик Киже". Часто бывало так, что, позируя, Сергей Сергеевич внезапно срывался с кресла, взбегал по ступенькам на террасу и скрывался в столовой, откуда неслись вскоре хаотические, даже какофонические звукосочетания, извергаясь из-под пальцев композитора и мало-помалу выявляясь в чистый, как родниковая струя, мотив. Отец, стоя под сосной возле холста, заинтересованно улыбался, слушая все это, и поскольку модель убежала, принимался писать кору сосны или траву возле кресла - словом, то, что не могло убежать от его зоркого приглядывания...»

Нельзя обойти вниманием и портрет А.Н. Толстого. Хотя писался портрет не в Буграх, а в московской мастерской художника, но он прекрасно передает атмосферу бугровских встреч и поразительное жизнелюбие, объединявшее писателя и художника. Этот необычный портрет называется «В гостях у художника». Алексей Николаевич изображен не за письменным столом, погруженным в думы, а за обеденным; не с пером, а с рюмкой в руке в окружении роскошного натюрморта празднично накрытого стола. Как точно определила Н.П. Кончаловская: «Портрет радовал сердце и веселил глаз».Ценя хорошо накрытый стол как одну из радостей жизни, художник очень гордился своим умением коптить окорока и готовить черносмородинную настойку. Кончаловский не только не чуждался крестьянского труда, но находил в нем радость и удовольствие. Это была еще одна яркая краска жизни. У художника было большое хозяйство. Он разводил свиней, индюков диковинной расцветки, держал пчел, двух коров, лошадь. Другим увлечением художника было садоводство, поистине он был достойным преемником И.И. Трояновского. Он не только сохранил в прежнем виде чудесный сад с экзотическими деревьями и изысканными клумбами. Но и был смелым экспериментатором: выращивал виноград. Особую страсть Петр Петрович питал к сирени, которой в Буграх была собрана уникальная коллекция. Его "сирени" искусствоведы единодушно относят к лучшим достижениям русского натюрморта. Стефания Кудрявцева размножила и рассадила по всему Обнинску полученные от Кончаловского саженцы сирени.

Ему был свойственен искренний интерес к любому человеку, независимо от положения. Нередко моделями его картин были крестьяне. Каждый год на Петров день 12 июля жители Пяткино и ближайших деревень собирались на именины хозяина в Бугры. За празднично накрытые во дворе столы усаживалось не менее полусотни человек. Детей сажали отдельно. Выпивку гости приносили с собой по желанию. После застолья начинались песни и пляски, гуляли до самого заката, и художник наслаждался атмосферой колоритного праздника. Комментируя эту традицию, Ольга Васильевна писала: "Петр Петрович умел жить так, что каждая минута его жизни была наполнена "живописью".

Кончаловский был азартным грибником, охотником. "Добычу сначала писали, а уж потом приготовляли к обеду", - вспоминает Ольга Васильевна.

Работа над картинами велась только в дневное время, при солнечном освещении. По вечерам читали, музицировали, беседовали. Любимым поэтом Кончаловского был А. С. Пушкин. Кончаловский написал картину "Окно поэта", на которой воспроизвел реальную обстановку одной из комнат бугровского дома, как бы овеянную духом пушкинской эпохи. Художник интересовался легендой о посещении Пушкиным белкинской усадьбы. Когда особняк перестраивали под общежитие, строители выбросили двери и голландские печные изразцы. Узнав о таком варварстве, Петр Петрович съездил туда на телеге и привез в Бугры и эти изразцы, и дверь, "в которую входил Пушкин". Они были использованы при постройке мастерской, которая до сих пор стоит недалеко от дома.

Частыми гостями Петра Петровича были воспитанники испанского детского дома, находившегося недалеко от дачи. Они любили бывать у художника, не только из-за радушия, гостеприимства хозяина, но и потому, что с ним они ощущали себя как будто на родине: говорили, пели по-испански, танцевали арагонскую хоту. Петр Петрович часто рисовал маленьких испанцев.(фото) А его сын Михаил Петрович (тоже художник) влюбился в девушку-испанку - Эсперансу Родригес, и она стала его женой. Их дети Маргот и Лаврентий сейчас являются владельцами дачи.

Нередко посмотреть на знаменитого художника, его домашнюю галерею и "ботанический сад" приходили дети из окрестных школ и пионерских лагерей. "Уже слышно было в доме, когда внизу в парке раздавался пионерский бой барабанчика, и поднималась колонна", - вспоминает О.В.Кончаловская. Как правило, встречи заканчивались детскими концертами самодеятельности.

Каждое лето, прихватывая еще и часть осени, в течение 25 лет, семья П.П. Кончаловского проводила в Буграх. В памяти людей Кончаловский остался как необычайно жизнерадостный, открытый и доброжелательный человек, наделенный щедрой душой и неуемным темпераментом.

Жизнь в Буграх подробно описана в воспоминаниях жены художника О.В. Кончаловской, в рассказах его дочери, писательницы Н.П.Кончаловской, в книге внука, известного режиссера А.С. Кончаловского «Низкие истины». В фильме другого внука Н.С. Михалкова «Утомленные солнцем» передана атмосфера бугровского дома.

Картины Кончаловского:

Л и т е р а т у р а:

Кончаловская, Н. П. Волшебство и трудолюбие [Текст] : Сборник мемуарной прозы / Н.П. Кончаловская; сост. Е.М. Лопухина, авт. предисл. А.С. Кончаловский. - 2-е изд. - М. : Молодая гвардия, 2004. - 437 с. : портр., фото. - (Библиотека мемуаров. Близкое прошлое ; Вып. 11)
Кончаловский, А. С. Низкие истины [Текст] / А.С. Кончаловский. - М. : Коллекция «Совершенно секретно», 2000. - 384 с. : ил.
Обнинск - первый наукоград России: история и современность = Obninsk- the first sciene city of Russia: past and present. : историческая литература / Ред. Т.М. Ларина. - Обнинск : Ресурс, 2006. – С.134-135 : ил. - Библиогр.: с. 423
Три усадьбы. Белкино, Турлики, Бугры / З. В. Васильева, А. А. Кащеева. - Калуга : Фридгельм, 2009. – С.282-307 : фото. - (Музейный проект)
Фокин П. Улица Гагарина // События.- 2012.- №35.- С.5

При создании видеоролика были использованы фотографии из книги:

Три усадьбы. Белкино, Турлики, Бугры [Текст] / З. В. Васильева, А. А. Кащеева. - Калуга : Фридгельм, 2009. - 408 с. : фото. - (Музейный проект).

Ближайшие памятники

Видео
Стела «Обнинск»,
21.12.2012
Посещение круглосуточно
Легко добраться общественным транспортом
Часто посещаемое место
Можно с животными
Фотосъемка разрешена